Идея политической личности в историческом аспекте

  1. Читать 1
  2. / 2
  3. / 3

На всем этапе существования человечества различные мыслители и ученые высказывали суждения о необходимости влиять на политические решения и действия. Наиболее ярко идея участия в политике была показана в Древней Греции, где все граждане полиса принимали участие в его общественной жизни. Права гражданства имели только те, кто состоял в городском ополчении. Впервые вопрос о роли человека поставил философ Протагор, который сказал, что «человек есть мера всех вещей». В Древней Греции человек уже выступал как субъект политического процесса. Объект политики – это лицо или группа общества, на которые воздействует субъект политики.

Древнегреческий мыслитель Платон (V в.) в своем произведении «Республика» выделял различные политические позиции в зависимости от типа человеческой природы. По его мнению, политика – это «царское искусство». Оно не может быть доступно только лишь философам – «мудрецам от рождения». Другой древнегреческий философ Аристотель в своей работе «Политика» высказал мысль о том, что «человек по своей сути существо политическое». Он не может быть вне пределов политики. За пределами политики могут быть только звери и боги.

В период средневековья итальянский мыслитель Николо Макиавелли связывал развитие политических событий с двумя факторами – с судьбой (фортуной) и волей – энергией человека. Тем самым он признавал необходимость учитывать роль участников политической деятельности. Английский мыслитель Дж.Лильберн (XVII в.) выдвинул идею народного суверенитета, согласно которой народ не только источник, но и носитель государственной власти. Французский философ Гельвеций (XVIII в.) полагал, что «люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» и подчеркивал значение человеческого фактора. Его точку зрения не разделял Вольтер, который считал, что «уже с рождения люди делятся на тех, кто может повелевать и тех, кто должен покориться».

 
 
Используются технологии uCoz