В сущности, тоталитаризм и монархия - взаимозамещающие системы, для которых «вождизм» не является чем-то пришедшим извне. Он возникает из низкого уровня развития демократического сознания и потребности людей в вожде как в символе единства нации, особенно в период национальной нестабильности.
Пример - принцип «фюрерства» в фашистской Германии. Фюрер стоит во главе государства и выражает его волю: сила государства исходит от фюрера. Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями в строго иерархическом порядке. Каждый из фюреров подчиняется своему непосредственному начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченную власть над своими подчиненными.
Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, и связь вождя с массами носит скорее мистический, личностный характер.
Для тоталитаризма также характерна нетерпимость по всему инакомыслию. Этот режим устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Страх и слепая вера – главные ресурсы тоталитарного управления. В сознании людей формируется образ врага, с которым не может быть примирения. Всячески поддерживается атмосфера скрытности, боевой режим. Не допускается расслабление и утрата бдительности. Все это служит оправданием командных методов управления и репрессий. Стремясь найти массовую опору тоталитарный режим провозглашает превосходство определенной нации или расы. Для него характерен шовинизм.
Тоталитарные режимы были очень распространены в XXвв. Они были в Советском Союзе, в Германии, в Италии, в Испании, в Португалии, в Китае, в Северной Кореи, в Камбодже, во Вьетнаме.