Политические учения древнего мира

Читать 1

/ 2

/ 3

/ 4

/ 5
/ 6
/ 8

/ 9

Принадлежность человека ко второму  и  третьему  классам,  а  это классы воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже  не  по профессиональным, а по нравственным критериям.  Нравственные  качества этих людей Платон ставит гораздо  выше  нравственных  качеств  первого класса.

Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на  разряды, которая немного смягчается возможностью  перехода  из  класса  в класс (это достигается путем длительного  воспитания  и  самосовершенствования). Переход этот осуществляется под  руководством  правителей. Характерно, что если даже среди  правителей  появится  человек,  больше подходящий для низшего класса, то его необходимо «понизить» без  сожаления. Таким образом, Платон считает,  что  для  благосостояния  государства каждый человек должен заниматься тем делом,  для  которого  он  приспособлен наилучшим образом. Если человек будет заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для  «идеального» государства. Когда же человек незаслуженно  из  сапожника  (первый класс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженно становится правителем (третий класс), то это грозит крахом всему государству, поэтому такой «перескок» считается «высшим  преступлением»  против системы, ведь для блага всего государства в целом  человек  должен делать только то дело, к которому он наилучшим образом приспособлен.

В трактате «Государство» Платон пишет о том, что «идеальное»  государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями:

     1. мудростью,

     2. мужеством,

     3. рассудительностью,

     4. справедливостью.

Мудростью не могут обладать все жители государства,  но  правители-философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые  решения. Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи. Если первые две  добродетели  были характерны только для определенных классов людей, то  рассудительностью должна быть присуща всем жителям, она «подобна  некой  гармонии»,  она «настраивает на свой лад решительно все целиком». Под четвертой добродетелью - справедливостью - автор понимает  уже  рассмотренное  деление людей на разряды, касты: «...заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это есть справедливость». Следовательно, разделение  людей  на классы имеет для Платона огромное значение,  определяет  существование «идеального» государства, и тогда неудивительно, что нарушение кастового  строя  считается  высшим преступлением. Так государство Платона незаметно,  ради  лучшей  цели, приобретает те недостатки, которые рассматривал  сам  автор,  описывая «порочные» государства (например, расслоение общества  в  олигархическом государстве).

 
 
Используются технологии uCoz