Политические учения древнего мира

  • Читать 1
  • / 2
  • / 3
  • / 4
  • / 5
  • / 6
  • / 7
  • / 8
  • / 9

Прежде чем рассмотреть «идеальное» государство Платона, необходимо понять, какие государства он относил к отрицательному типу,  что в уже существующих государствах не устраивало  автора  принципиально.  В трактате «Государство» Платон пишет о том, что главная  причина  порчи обществ и государств (которые когда-то,  во  времена  «золотого  века» имели «совершенный» строй) заключена в «господстве  корыстных  интересов», обуславливающих поступки и поведение  людей.  В  соответствии  с этим основным недостатком Платон подразделяет все  существующие  государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания  «корыстных интересов» в их строе.

1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и  ремесленных  работ.  Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни  переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

2. Олигархия. В олигархическом  государстве  уже  имеется  четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые  делают  возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

3. Демократия. Демократический строй еще более  усиливает  разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания,  кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению  наихудшей государственной системы - тирании.

4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это  приводит  к  противоположному  результату.  Так  и здесь: избыток свободы при демократии приводит к  возникновению  государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного  человека - тирана.

назад

далее
 
 
Используются технологии uCoz